сочинения

Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Роман «Преступление и наказание» был написан в тысяча восемьсот шестьдесят шестом году. Важную роль в романе играет образ Петербурга. Тема Петербурга – одна из сквозных тем русской литературы девятнадцатого века. К ней обращались Пушкин и Гоголь, для которых этот город связан с темой «маленького человека», а Петербург Достоевского – с темой «униженных и оскорблённых».

«Преступление и наказание» - первый роман русской литературы, в котором кульминация действия происходит в трактирах, на улицах города, в бедных комнатах.

Почему для Достоевского так важен образ Петербурга в его произведении?

Роман начинается с описания города: духота, жара, невозможность дышать. Петербург двойственен, как и Раскольников. «Преступление и наказание» - разгадка двойственности. В романе показан бедный район Петербурга – Сенная площадь. Это место доходных домов, трущоб, трактиров. Комната Раскольникова «была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отстававшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок». Жилище Родиона в романе сравнивается с гробом, комната Сони – с сараем. Достоевский очень подробно изображает интерьеры, стремясь показать убогость и нищету быта. Атмосфера бедности угнетает людей.

Ещё одна важная деталь в романе – лестницы. Многие важные встречи, разговоры будут происходить на тёмных, узких, расшатанных лестницах. О погоде в Петербурге будет упоминаться несколько раз самим автором, многие герои говорят о петербургской духоте. Сама атмосфера Петербурга – катализатор преступления.

Очень важна в романе цветовая гамма. Два основных цвета – серый и жёлтый. Жёлтый цвет – неуравновешенность, тревога, серый – мрачность, тоска. Достоевский первый применил такое понятие, как «жёлтый» Петербург.

Петербург формирует особый тип личности. Свидригайлов называет его «город полусумасшедших». Для Достоевского важно, что теория Раскольникова рождается именно здесь, где большинство «униженных и оскорблённых», где даже дышать трудно, где разврат и грязь повсюду. Недаром надежду на воскрешение души Родион получает лишь в Сибири, вдалеке от «жёлтого» Петербурга.

Несмотря на точность описания в романе, реальные адреса выяснить невозможно, потому что они не соответствуют действительности. В произведении изображён город-двойник. Петербург – очень важный образ в романе. Он помогает раскрыть душевное состояние героев, их внутренний мир. Как Родион, или Соня, или Мармеладовы могут гармонично развиваться, если они живут в невыносимых условиях? В такой обстановке рождается теория Раскольникова, Соня вынуждена работать по «жёлтому билету», чтобы прокормить мачеху и её детей, вечно пьяного отца. Достоевский – первый писатель, который показал Петербург изнутри: не светскую жизнь высшего общества, а существование петербургской бедноты.

(c) Яскина Ирина

 
образец
Шансон
Сочинения
Я
Театр
Абитуриентам
Район
Ссылки
Гостевая
Напиши мне
 



. o 0 o .

 

 

Сайт создан в системе uCoz